Исторически сложилось, что развитие судовых кабелей происходило скачкообразно вместе с появлением новых изоляционных материалов, технологий и опыта применения их на судах. Первые кабели, применяемые на судах в начале XX века, имели бумажно-пропитанную изоляцию и герметичную свинцовую оболочку. До определенного времени они удовлетворяли требования маломощных потребителей и несовершенного громоздкого механического оборудования.
Первым толчком в развитии судовых кабелей стала разработка технологии вулканизации каучука. В середине XX века все большее распространение получают судовые кабели с изоляцией и оболочкой из резины. Данное решение позволило значительно уменьшить весовые показатели кабелей по сравнению с кабелями в бумажно-пропитанной изоляции. В 1951 году завод «Севкабель» первый в СССР освоил технологию непрерывной вулканизации резиновых смесей. Данная технология позволила увеличить максимально допустимую рабочую температуру токопроводящей жилы до +65°С, улучшились электрические характеристики и появилась возможность производить кабели большой длиной.
Следующим толчком к развитию судовых кабелей стал в 1982 году вооруженный Англо-Аргентинский конфликт за Фолклендские острова, продемонстрировавший, что применяемые в то время на судах полимерные материалы способствовали распространению даже незначительных пожаров и приводили к тяжелым отравлениям продуктами горения моряков. Впоследствии Англия, а затем и остальные зарубежные страны, стали применять в судовых кабелях полимерные материалы, не содержащие галогенов и обладающие повышенной теплостойкостью и нераспространением горения при пожаре. В настоящее время, как на судах ВМФ РФ, так и на гражданских проектах отдается предпочтение кабельной продукции имеющей улучшенные тепловые и пожаростойкие характеристики, а при подключении таких потребителей как пожарные насосы и аварийное освещение применяется кабель сохраняющий работоспособность в условиях воздействия на него пламени.
К сожалению, в конце XX века, отечественная кабельная отрасль не развивалась столь же активными темпами и за это время произошло отставание от западных стран в применении материалов, позволяющих обеспечивать высокую токовую нагрузку вместе в высокой пожаростойкостью конструкции кабеля. В настоящее время, в отличие от зарубежных производителей, в отечественной кабельной промышленности в основном применяются изоляционные резины на основе натурального каучука с максимально допустимой рабочей температурой +65°С, зарубежные же производители используют изоляционные резины на основе этиленпропиленового каучука позволяющего эксплуатировать кабель при температуре на токопроводящей жиле до +85°С. Из методов сшивки полиэтилена в СССР была освоен только метод радиационного модифицирования - менее технологичный и энергоемкий чем методы химической сшивки широко применяемые зарубежом с 1990-х. Но ввиду того, что производство судовых кабелей на Севкабеле было возобновлено в 2005 году после пожара, было принято решение закупить самое современное технологическое оборудование ведущих мировых производителей, предназначенное для переработки современных изоляционных и шланговых материалов.
На сегодняшний день Севкабель единственный среди российских кабельных заводов имеет технологическую возможность производить аналог любого импортного судового кабеля, как в полимерной, так и в резиновой изоляции. При этом в выпускаемой номенклатуре завода традиционно присутствует судовой кабель по старой технической документации.