Одной из наиболее важных областей применения изделий кабельной промышленности является использование кабелей в объектах водного базирования, таких как суда (гражданские и военные), подводные лодки, танкеры, морские паромы; в стационарных объектах морского базирования, таких, как нефте- и газодобывающие платформы; а также в прибрежных объектах водного базирования, таких как причалы, пристани, судовые строительные и ремонтные объекты и др.
Силовые кабели используются для подвода электроэнергии от автономных электроэнергетических установок (атомные реакторы, дизельгенераторы, аккумуляторные и солнечные батареи) к исполнительным агрегатам (всевозможного рода электродвигателям и устройствам автоматики), для обеспечения освещения, как внутреннего, так и внешнего, для питания холодильных установок, кондиционеров, нагревателей и др.
Кабели второй категории служат для обеспечения трактов передачи информационных и управляющих сигналов в системах судовой автоматики, навигации, радиолокации и связи, как внутренней, так и внешней, для передачи сигналов видеонаблюдения и контроля, для организации сети кабельного телевидения и оповещения, в общем, во всех электронных системах, обеспечивающих функционирование судна в нормальных и аварийных условиях.
Конструкция судовых кабелей должна обеспечивать функционирование систем, в которых они используются, при всем диапазоне возможных условий эксплуатации, если обеспечивается электромагнитная совместимость.
Условия эксплуатации судовых кабелей являются одними из самых жестких в силу их специфики и большого диапазона изменений.
В целом судовые кабели должны удовлетворять известным национальным и международным стандартам.
В соответствии с возможным диапазоном изменений условий реальной эксплуатации судовых кабелей к ним предъявляются следующие основные общие требования, которые должны обеспечиваться совокупностью конструктивных особенностей кабелей и свойств материалов, из которых они изготовлены:
В настоящее время ООО «НИИ “Севкабель”» разработана и передана на предприятие-изготовитель ОАО «Севкабель» серия судовых силовых кабелей и кабелей связи с изоляцией на основе сшитого полиэтилена повышенной теплостойкости и пожаробезопасности.
Они должны заменить существующие кабельные изделия аналогичных конструкций, применяемые на кораблях, береговых и плавучих сооружениях (см. табл. 1, 2).
В качестве изоляции, как уже было сказано, в этих кабелях применен силанольносшитый полиэтилен, а оболочки выполнены из современных негорючих композиций. Кабели выпускаются в двух модификациях: низкодымные (LS) и безгалогенные (HF).
Показатели |
Кабели нового поколения ТУ 3586-247-71378736-2008 |
Кабели марки КМПВ ТУ 16-705.169-80 |
1. Материал изоляции |
сшитый полиэтилен |
полиэтилен ГОСТ 16336-77 |
2. Максимальная рабочая температура на токопроводящей жиле |
85 °С |
65 °С |
3. Количество пар в кабеле |
1 × 2, 2 × 2, 3 × 2, 4 × 2, 7 × 2, 10 × 2, 14 × 2, 16 × 2, 19 × 2, 24 × 2 с сечением жилы от 0,35 мм2 до 1,5 мм2 |
16 × 2, 19 × 2, 37 × 2 с сечением жилы 0,75 мм2 |
4. Материал экрана поверх пары |
Алюмофлекс и луженая медная проволока |
Оплетка из медных луженых проволок |
5. Материал оболочки |
Поливинилхлоридный пластикат типа LS; Безгалогенная полиолефиновая композиция типа LS-HF |
Поливинилхлоридный пластикат ГОСТ 5960-72 |
6. Нераспространение горения при пучковой прокладке |
В соответствии с МЭК |
Не нормируется |
7. Все кабели в оболочке Срок службы Минимальная наработка |
30 лет 120 000 часов |
Кабели с внешним экраном – 15 лет, остальные кабели – 23 года 100 000 часов при 35 °С |
8. Соответствие требованиям КС «Климат-7» и рекомендациям МЭК |
Полностью соответствуют |
— |
Показатели |
Кабели нового поколения ТУ 3586-247-71378736-2008 |
Кабели марки СПОВ ТУ 16-505.305-71 |
1. Конструкция |
Все кабели имеют наружную защитную оболочку Сечение жил до 400 мм2 Оболочка из ПВХ с низким дымовыделением или из безгалогенной композиции типа LS-HF |
Часть кабелей оканчивается общим экраном Сечение жил до 95 мм2 Оболочка из ПВХ7 |
2. Допустимая температура на жиле |
85 °С |
65 °С |
3. Нераспространение горения при пучковой прокладке |
В соответствии с МЭК |
Не нормируется |
4. Минимальная наработка, ч |
120 000 |
80000 |
5. Срок службы, лет |
30 |
20 |
6. Допустимые токовые нагрузки, А |
Увеличены на 15–20 % |
по ТУ |
7. Соответствие требованиям КС «Климат-7» и рекомендациям МЭК |
Полностью соответствуют |
__ |
По сравнению с существующими кабелями допустимая температура на токопроводящей жиле повышена до 85 °С, что позволило в силовых кабелях повысить на 25–30 % допустимую токовую нагрузку при оптимальных массогабаритных размерах. Также увеличен срок службы до 30 лет и наработка до 120 000 часов.
В качестве иллюстраций приведены варианты конструкций судового силового кабеля и судового кабеля для управления, сигнализации и связи (фото 1, 2, рис. 1, 2).
Фото 1, 2. Кабели нового поколения
Рис. 1. Кабель судовой сигнализации и связи ССПСЭВЭВ.
Рис. 2. Кабель судовой силовой СПСЭВ
1 — Токопроводящая жила; 2 — обмотка лавсановой лентой; 3 — экран; 4 — оболочка
Все характеристики кабельных изделий, указанные в разработанных ТУ, подтверждены оформленными в установленном порядке протоколами испытаний и соответствуют требованиям МЭК и КС «Климат-7». Поставка кабелей может осуществляться с приемкой «5».
В настоящее время ведутся разработки судовых кабелей нового поколения с резиновой изоляцией, огнестойких, герметичных в продольном направлении и т.д.
Разработанные в НИИ «Севкабель» судовые кабели нового поколения могут найти широкое применение во многих отраслях народного хозяйства.